Все для народа: каршеринг в массы с помощью приложения Рули

На территории Москвы и Санкт-Петербурга заработала новая инициатива, так называемый, «народный» каршеринг — любой житель города сможет арендовать личный автотранспорт у знакомых через мобильное приложение с говорящим названием «Рули». Данная инициатива направлена на снижение общего количества машин на улицах городов, испытывающих, зачастую, чрезмерные дорожные нагрузки.

В данный момент услуга доступна в режиме test-run для сотни жителей столицы, успевших пройтись регистрацию в сервисе раньше всех. Система состоит в сдаче собственного автомобиля друзьям, родственникам, соседям и тд, проще говоря, знакомым людям. «Народным» такой вид каршеринга окрестили потребители.

По сообщению Департамента транспорта, алгоритм работы приложения «Рули» состоит в следующем — после процесса регистрации, владелец авто оформляет в приложение свое транспортное средство с указанием всех деталей, и когда транспорт, вследствие отпуска или вынужденного простоя, собственнику не нужен — он может перевести автомобиль в статус «свободен» и сдать его в аренду. Нужно отметить, что длительность аренды, временные лимиты, и даже стоимость — владелец выставляет исключительно на свое усмотрение, актуальность данных всегда можно проверить в он-лайн режиме.

Максим Ликсутов, начальник транспортного Департамента столицы, уточнил, почему, на данный момент, арендовать частный автотранспорт может только ограниченное количество лиц, близких арендодателю: причина банальна — высокий уровень недоверия незнакомцам. Как мы знаем, к персональному автотранспорту у автомобилистов в России отношение бдительное, заботливое, материнское — почти невероятно, что за руль авто, нажитого непосильным трудом, автомобилист пустит абсолютно незнакомого человека. С другой стороны, инициатива предполагает расширение сегмента арендаторов, после того, как данный сервис приживется и будет более привычен для обывателей.

Чтобы взять в аренду автомобиль близкого человека, необходимо будет получить, так называемый, «инвайт» — приглашение от автовладельца. Собственник автомобиля сможет добавить в приложение контакты людей, которым он в состоянии доверить свой транспорт — все персоналии их этого списка, естественно, моментально получат соответствующие оповещения. После этого, пользователь сможет зарегистрировать в сервисе «Рули» в качестве арендатора, получать актуальную информацию о свободном транспорте, сроках аренды и иметь расширенную селекцию предложений аренды.

Ключевым остается вопрос о сохранности транспортного средства, отслеживании перемещений оного и тд. На данный момент, эта проблемная точка решена — Департамент по транспорту предоставит всем участникам тестового запуска телематическое оборудование и системы удаленного контроля на безвозмездной основе. Таким образом, собственник транспортного средства будет иметь возможность в любой момент получить актуальную информацию не только о местоположении своего автомобиля, но и уровне топлива, скорости движения транспортного средства и тд. Судя по всему, если тестовый «заезд» пройдет успешно, в дальнейшем, установка данного вида оборудования ляжет на плечи, собственно, самих автовладельцев.

Если говорить об аварийных ситуациях — все проблемы на дороге, такие как ДТП, неправильная парковка и тд, предстоит решать самому арендатору автомобиля. Благодаря качественной системе контроля за дорогами и уличным камерам, а также актуальной информации из приложения, определить кто сидел за рулем конкретной машины в то или иное время — не составит никакого труда. Льготы на парковуу, для арендованных таким образом машин, естественно, также, не предусмотрены — оплата места и корректность парковки остается на совести водителя.

Всем участникам периода тестирования сервиса, по приказу транспортного Департамента, абсолютно безвозмездно будет выдан ОСАГО открытого типа — продолжительность в срок испытаний. Сумма страховки по таким полисам оценена в 400.000 рублей, но, естественно, данные выплаты актуальны только в случае того, когда водитель-арендатор является «жертвой» ДТП, а не его инициатором. В противном случае, оформление КАСКО — задача самого водителя. По словам уполномоченных лиц, автоматическое внедрение КАСКО в систему «Рули» планируется, но только в будущем.

Когда тестирование инициативы завершиться, с очень большой вероятностью, все страховые полисы и взносы, предсказуемо, лягут на плечи как арендодателей, так и арендаторов автомобилей. Безусловно, открытый полис вполне реально оформить самостоятельно, исходя из модели транспортного средства, года производства, лошадиных сил и тд. Для примера — открытый ОСАГО на популярную модель Kia Rio обойдется пользователю в 20000 рублей/год. По словам Евгения Уфимцева, директора Российского союза авто-страховщиков, если собственник транспортного средства предполагает участие своего автомобиля в «народном» каршеринге — условия страхования такого авто немного иные. Страховка обойдется собственнику значительно дороже, так как, статистически, аварийность каршеринга достаточно высока, в любом случае, значительно выше персонального сегмента владения. Если же авария на дороге с участием каршерингового средства передвижения все же произошла, и, по группе причин, страховой полис не покрыл всех расходов — по текущему законодательству, потерпевший может требовать доплат как со стороны собственника, так и со стороны арендатора автомобиля.

По словам Максима Ликсутова, процесс регистрации в системе планируется неспешный, поступательный. Большое количество пользователей сразу может навредить росту сервиса. Приложение «Рули» не будет претендовать на охват других каршеринговых агрегаторов, но являться опцией, которая, по мнению Ликсутова, должна присутствовать в любом современном мегаполисе. Правительство Москвы, естественно, не будет претендовать на монополию данной услуги, и, в рамках этого, вполне возможно, что аналогичные сервисы появятся и у частных компаний — участников рынка. Как успешный пример реализации идеи — Ликсутов привел в пример американскую службу Turo, функционирующую уже не один год на территории США — пользователь может выбрать автомобиль в аренду, фактически, любого класса исходя из существующего бюджета. По словам вице-мэра, основная особенность современного рынка услуг в его вариативности — при заграничных путешествиях, для примера, один турист забронирует отель, другой хостел, а третий — снимет квартиру через AirBnB, чем больше опций — тем лучше.

Основной задачей данной инициативы, опять же, является минимизация количества транспорта на улицах мегаполисов, очистка парковочных мест от простаивающих автомобилей и тд. При корректном планировании, одним автомобилем смогут пользоваться не только собственник, но и его родственники, друзья, знакомые — таким образом, одно транспортное средство реализует необходимость в перемещении максимально широкого круга лиц. Тестирование сервиса «Рули» планируется провести не только в столице, но и в Петербурге, где, справедливости ради, дорожная ситуация не сильно лучше.

По мнению Кирилла Жанайдарова, руководителя проекта и представителя фонда «Сколково», «народный» каршеринг, в будущем, будет очень походить, структурно, на социальную сеть — люди, которые давно друг друга знают, смогут делиться одним транспортным средством, снимая необходимость во владении личным транспортом для остальных участников системы, повышая эффективность использования автомобиля, как средства передвижения. Жанайдаров признался, что, объективно говоря, личный автомобиль он использует всего-лишь пару часов в день, все остальное время транспорт, увы, занимает место на парковке, не более. В то время, как среднее время пользования арендованного автомобиля превышает 8 часов в сутки.

Система социальной сети с друзьями, родственниками и знакомыми, также, позволить минимизировать риски. Арендаторы, теоретически, должны отнестись к транспортному средству друга или приятеля с большим вниманием и заботой, нежели к обычному, обезличенному каршеринговому транспортному средству. Жайнадаров так же озвучил несколько важных, моральных аспектов использования сервиса — настолько корректно требовать деньги с друзей и знакомых, и если деньги, все же, необходимы для поддержания транспортного средства в функциональном состоянии — в каких суммах это должно выражаться. Для кого-то, благодарностью может стать полный бак топлива, для кого-то, потребуется конкретная сумма для минимизации рисков. Если же, арендатор, вдруг попадет в ДТП, авто не сможет быть использовано целой группой лиц, а не только, собственно, владельцем машины. По мнению Жанайдарова, более всего, сервис придется по вкусу молодым, ответственным горожанам для которых фразы «осознанное потребление» и «экологическая сознательность» — не пустой звук.

По мнению Александра Шумского, озвученному в интервью — личный автотранспорт используется владельцами крайне неэффективно, всего-лишь на 3-4% от всего возможного времени. По его словам, движение к разделению такого вида имущества с другими пользователями, как говорится, «peer to peer economy» — это будущее городской жизни. Естественно, скепсис эксперта не покидал — Шумский признается, что не уверен в работоспособности сервиса в аспекте местной психологии. Собственники крайне щепетильно относятся к своим средствам передвижения, и есть очень большая вероятность, что доверить свой, зачастую, единственный транспорт даже другу — довольно-таки сложно. Тем ни менее, эксперт сразу поспешил оговориться, что и к каршерингу, на заре его появления в российских городах, он также был настроен не очень позитивно. Тем ни менее, каршеринг нашел свою аудиторию и стал вполне естественной частью жизни больших городов.