В январе 2019 года в Петербурге начал работать восьмой оператор каршеринга. При этом количество пользователей сервисов поминутной аренды автомобилей растет и достигло уже нескольких сотен тысяч. Каршеринг активно набирает популярность. В связи с этим стоит разобраться, способен ли он вытеснить с рынка общественный транспорт или такси.
Для России каршеринг – это сравнительно новый сервис. Суть его в том, что клиенту предоставляется краткосрочная аренда автомобиля, при которой пользователь платит поминутно только за то время, которое фактически использовал машину. В свою очередь сервис занимается полым обслуживанием автомобиля: его техническим состоянием, заправкой, страховкой, мойкой и так далее.
Впервые каршеринг в Петербурге появился еще в 2014 году. Компания StreetCar вышла на рынок Северной столицы с 70 автомобилями. Спустя какое-то время у них появился конкурент – Anytime. Однако уже в 2015 году обе компании прекратили свою деятельность, так как петербуржцы были еще не готовы принять новый сервис.
В 2016 году каршеринг снова вернулся в Петербург. По городу стали ездить автомобили компаний Colesa и YouDrive, позже появились «Делимобиль», Car5, CarSmile, Rentmee. В декабре 2018 года в Северной столице появился сервис каршеринга Яндекс.Драйв, а уже буквально под самый новый год на улицы вышел еще и оператор Carenda.
Если сложить все автомобили, которые операторы каршеринга предлагают петербуржцам в аренду, то их насчитывается около двух тысяч. Среди моделей автомобилей можно найти «Хендай Солярис», «Фольксваген Поло», «Киа Рио», «Мини Купер», «Смарт» и многие другие. Операторы каршеринга постоянно расширяют модельный ряд и пытаются удивить своих клиентов.
Как правило, условия аренды автомобилей у всех операторов одинаковые, отличия в основном бывают только в цене. У большинства компаний поминутная аренда машины обойдется в 7 рублей днем, 8 рублей в час пик вечером и около 10 рублей ночью. На стоимость проката влияет также и ситуация на дороге. Например, если на выбранном маршруте серьезные пробки или повышенный спрос на авто, то и цена аренды может стать выше.
Разумеется, стоимость аренды зависит и от престижности самого автомобиля. Так, например, электрокар BMW i3 можно арендовать за 15 рублей за минуту. Только, при этом, клиент в каршеринге не платит за страховку, мойку, заправку, шиномонтаж, проезд по платным дорогам и так далее.
Многие считают, что каршеринг способен составить серьезую конкуренцию такси. При этом сами операторы рекламируют свои услуги как – свобода перемещения без необходимости покупать личный автомобиль, заниматься его техническим обслуживанием, приобретать страховку, платить налог и готовить автомобиль к зимнему или летнему сезону. При этом некоторые пользователи каршеринга говорят о том, что сервис выходит дороже, чем такси, а некоторые наоборот. Все зависит от того, как пользоваться сервисом, ведь, если нарушать правила операторов, то можно действительно влететь в копеечку. Например, штрафы берутся за оставление автомобиля в неположеннм месте (подземно парковке), либо за курение в салоне или езду в нетрезвом виде.
Короткие расстояния на автомобилях каршеринга порой выходят по цене той же маршрутки. Однако эксперты считают, что каршеринг не способен подвинуть общественный транспорт. Самая большая проблема – это парковки. Ведь водителю надо сначала найти автомобиль, а после найти место, где его оставить. А в густонаселенных городах свободные места для парковки – это зачастую серьезная проблема.
Что касается правил аренды автомобиля, то тут операторы предъявляют к своим клиентам особые условия. Как правило, водителю должно быть 21 год или больше, а стаж вождения не менее двух лет. Однако часто за руль автомобилей садятся водители в нетрезвом состоянии. Так, вторая половина декабря 2018 года стала “урожайной” на аварии с участием каршеринговых авто.
Сегодня в России больше всего операторов каршеринга в Москве – их работает более 20.