Новая золотая жила — кикшеринг в современных городах

Самокаты заняли свою собственную, специфическую, нишу в инфраструктуре современных городов. Для одной части населения, они представляют собой, не самый уместный, на территории пешеходных зон, метод передвижения, сулящий группу опасностей для пешеходов. Для других, кик-скутеры стали неотъемлемой частью городской системы, быстрым и надежным методом перемещения. Можно с уверенностью заявить, что электросамокаты — не просто временный тренд, но развивающаяся отрасль городской среды. Предсказуемо, развитие и инвестиции в данный сегмент продолжают расти в геометрической прогрессии.

История кикшеринга берет свое начало в США с 2013 года. Электросамокаты начали позиционироваться как альтернатива нелепым и плохо управляемым сегвеям. Для того, чтобы идея кикшеринга проникла в массы потребовалось около 4 лет, и, в 2017 году, компании Lime и Bird вплотную занялись практической интеграцией данной идеи. До этого, основным фокусом обеих компаний была сдача в аренду велосипедов.

Оба бренда внедрили возможность аренды электроскутеров в одноименные приложения, и, установив самые низкие расценки на аренду (по статистике калифорнийского рынка того периода), занялись реально популяризацией данного вида транспорта. Очевидно, что доступность сервиса моментально привлекла большое количество пользователей, а инвестиционные возможности — крупный капитал. К 2018 году, стоимость бренда Bird уже оценивалась в 2 миллиарда долларов США, инвесторами, в данном случае, выступали известные корпорации — Google, Uber и другие.

Похожая инициатива, фактически параллельно, начала развиваться и в России. Еще в 2016 году, калининградский предприниматель, Василий Быков, начал имплементацию самокатов в локальную городскую среду. Сервис начал свою работу с обычных, безмоторных самокатов, электрические версии транспортного средства стали вводиться в обиход гораздо позднее. Сервис, с говорящим названием Samokat Sharing, заинтересовал ряд ведущих корпораций, получив значительные инвестиции в развитие, что впоследствие, помогло бренду выйти на рынок Петербурга и Москвы, и даже Финляндии. К 2018 году электрификация самокатов набрала критическую массу, позволив компании расширить свой охват.

2019 год ознаменовал бум электросамокатов. Бренды, предоставляющие данную услугу стали расти как грибы. Одним из первых на столичном рынке появился «Делисамокат». Сервис, увы, просуществовал всего 1 год, провал системы, скорее всего, был связан с муторной системой мобильной регистрации, которая требовала не только паспортных данных, по и фотографии пользователя, наряду с другой персональной информацией. Данный кикшеринг был запущен с разрешения московской городской администрации, владельцем бренда был Трани Винченцо, крупным итальянским предпринимателем, главой фонда «Святое Семейство».

Значительно больших успехов на российском рынке добился бренд Woosh, от предпринимателей Дмитрия Чуйко (S7 Airlines), Егора Баяндина, Сергея Лаврентьева и Олега Журавлева. Начав работу в 2019 году, компания быстро распространилась в, более чем, 17 городах России. В общей сложности, компания вывела на дороги городов до 30.000 электрических транспортных средств. Если говорить о рентабельности — выручка Woosh за 2020 год составила более 800 миллионов рублей, из которых 211 миллионов — чистая прибыль. Даже в условиях пандемии, бренд имел 30% окупаемость. Компании были выделены миллионные государственные гранты от фонда «Сколково», а также миллиардные инвестиции от банковских гигантов ВТБ и Открытие. Нужно отметить, что бренд с отдельным трепетом относится к поддержанию высокого сервисного уровня, и не продает собственный франчайзинг. Пользователям системы, наряду с краткосрочными тарифами, предлагаются удобные месячные абонементы, стоимостью 500р.

Одним из прямых конкурентов Woosh является Urent (Юрентбайк.ру) — бренд из Ессентуков под руководством Андрея Колесникова. Начав с Краснодара и Сочи, медленно но верно, компания распространила свое влияние на Казань, Нижний Новгород и другие российские города. Первую технику, предприниматель выкупил за свои деньги у разорившегося бренда «Делисамокат». Исходя из актуальной статистики — доля Urent в сегменты рынка по России близится к 40%, на дорогах городов наличествует более 35.000 фирменных транспортных средств. Судя по всему, экспансия далась бренду нелегко — в 2020 году выручка не только отсутствовала, но имела минусовые, миллионные значения. Тем ни менее, амбициозный проект смог привлечь группу инвестиционных взносов, как от частных лиц, так и крупных компаний, таких как Sistema SmartTech. Для поддержания бизнес-модели, Urent также начал продавать права на франчайзинг.

Неудивительно, что успешность кикшеринга привлекла к нему внимание со стороны не только транспортных, но и медийных компаний. В 2020 году, такси-агрегатор «Ситимобил» интегрировал возможность аренды электросамоката в собственное мобильное приложение, а крупнейшая социальная сеть России — «В контакте», подписала договор с Urent, и также, интегрировала возможность аренды как в портал, так и в приложение. Серьезный охват «Ситимобил», основанный на продуманной работе такси-сервиса, позволил моментально запустить кикшеринговые опции в большом количестве крупных российских городов — от Петербурга до Казани.

На ряду с плюсами развития кикшеринга, как явления, на территории России, уже сейчас, довольно остро стоит вопрос о безопасности, как пользователей опции, так и пешеходов. С точки зрения ограничений — идет речь об обязательном скоростном лимите в городской черте, и повышенных ограничения для городских центров. За несоблюдение правил, транспортные средства конкретного бренда, даже, могут быть убраны с улиц мегаполиса на неопределенный срок — примером таких мер стала компания Woosh в Петербурге. По инициативе Общественной Палаты, планируется внедрить новые ограничения для пользователей кикшеринг сервисов, для обеспечения должного уровня безопасности на дороге — например, обязать пользователей иметь права категории «М» и полностью запретить перемещение на электросамокатах по пешеходным зонам.

Исходя из статистических данных Сбербанка, на данный момент, на улицах российских городов присутствует более 120.000 единиц кикшеринговых транспортных средств, и, даже не смотря на планируемые ограничения, к 2023 году, их количество может достигнуть 250.000. По приблизительным подсчетам, общая клиентская база кикшеринг-брендов в России оценивается в 3 миллиона человек с прогнозируемым ростом в обозримом будущем.